Содержание:
В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.
Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.
Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.
Строение и виды упряжки
Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.
Виды упряжек с хомутом
Русская или дуговая одноконная упряжка
Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали — дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.
В комплект данного вида запряжки входит:
- хомут;
- дуга;
- шлея для лошади;
- седёлка;
- чересседельник;
- уздечка;
- вожжи.
Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.
Постромочно-дышловая
Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).
Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.
Тачаночная
Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.
Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.
Цуг
Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом — цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).
Виды упряжек с нагрудником
Одноконная бездуговая
Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.
Постромочная
Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.
Комбинированная
Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:
- коренники — задают направление;
- выносные — самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
- пристяжные — задают направление поворотов.
Основные детали упряжки
Элементы сбруи:
- Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
- Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
- Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
- Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
- Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.
- Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
- Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
- Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
- Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
- Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
- Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
- Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
- Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
- Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.
Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:
- суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
- нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
- подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
- налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
- капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
- трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
- поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.
История появления сбруи
Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.
Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.
После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.
Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.
Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.