Содержание:
Минитрактор из мотоблока Нева – очень распространенный среди дачников и мелких фермеров вид самодельной техники. Благодаря достаточно мощному двигателю, позволяет выполнять ряд работ, заменяя в условиях небольшого участка не только использующий основы ходовой части мотоблок, но также многозадачный мотокультиватор.
Особенности конструкции и достоинства
Изготовленный из одноимённого мотоблока самодельный минитрактор Нева имеет ряд следующих особенностей, являющихся одновременно его преимуществами:
- Дешевизна комплектующих и запасных частей – помимо используемого мотоблока, сборка такого минитрактора не потребует значительных финансовых вложений и покупки дорогостоящих запчастей и деталей. При сборке такой техники используются части подвески, рулевого управления старых советских машин или иномарок. Рама и каркас изготавливаются из любого прочного металлопроката.
- Простота изготовления – для того чтобы собрать такой небольшой трактор, необходимы минимальные навыки и теоритические знания по работе со сварочным аппаратом и другим электрическим инструментом (болгарка, шуруповерт, дрель и т.д.).
- Компактность размещения в небольшом гараже – по сравнению с другими минитракторами заводского производства, такая самоделка не потребует большого помещения для своего хранения в межсезонье.
- Удобство при работе на небольших участках – благодаря своим небольшим размерам и удобному рулевому управлению, такая техника может использоваться в условиях стесненного пространства дачных участков и средних теплиц, более эффективно и быстро выполняя обработку почвы и другие работы.
- Многофункциональность – такой минитрактор, благодаря наличию двух осей, устойчивому сцеплению с почвой, может применяться для различных видов полевых работ: от пахоты до окучивания и боронования. Также, по сравнению с простым мотоблоком, такая техника может использоваться не только со стандартными мотоблочными, но и более вместительными и грузоподъемными автомобильными прицепами.
- Небольшой расход топлива – расход бензина или дизтоплива, по сравнению с минитракторами заводского производства, у такого агрегата в 1,5-2 раза меньше;
- Высокая скорость движения – легкий минитрактор способен развивать скорость до 30-40 км/ч.
Ход работы
Весь процесс изготовления такой самодельной техники состоит из следующих этапов:
- Подготовительный этап – составление чертежей и схем будущего минитрактора, расчет и поиск необходимых деталей и материалов, инструментов;
- Сборка и покраска каркаса;
- Монтаж передней подвески и тормозной системы;
- Установка рулевого управления;
- Крепление педалей газа и сцепления.
Завершающим этапом изготовления минитрактора являются его ходовые испытания с прицепными и навесными сельскохозяйственными агрегатами (плуг, окучник, борона, фреза), прицепом. При этом оцениваются качество и объем выполняемых минитрактором работ, расход горюче-смазочных материалов.
Подготовительный этап
Самым важным и ответственным этапом в самостоятельном изготовлении минитракторов из мотоблока Нева является подготовительный.
На данном этапе необходимо сделать подробные чертежи и схемы будущего минитрактора, на их основании рассчитать потребность в материалах и деталях.
Составление схем и чертежей
Чертеж и схема узлов будущего минитрактора составляются двумя способами:
- Вручную, при помощи линейки и карандаша.
- При помощи одной из таких специальных компьютерных программы, как «Компас», «AutoCAD», «Graphite».
При этом тщательно прочерчивается и обдумывается размер каждой детали и узла: рамы, передней балки, каркаса для водительского сиденья. На составленном графическом изображении, помимо размеров конструкции, указываются также места крепления металлических ее частей между собой с указанием способа соединения: болтовое или сварное.
Подбор деталей и материалов
Среди материалов и деталей для изготовления такого агрегата необходимы:
- Мотоблок МБ-23 с 4-хтактным бензиновым двигателем Yamaha MX 250 (Япония) мощностью 11 л.с.;
- Швеллер шириной 80 мм;
- Прочный квадратный профиль 20×20 или аналогичный равнополочный уголок для рам (каркасов) водительского сиденья и пола;
- Лист оцинкованной стали с ребристой поверхностью толщиной 3-4 мм;
- Рулевой механизм от легкового автомобиля – рулевое колесо, рулевая рейка с тягами;
- 2 ступицы, 2 тормозных диска;
- 2 тормозных цилиндра с колодками;
- 3 педали: сцепления, газа, передних тормозов;
- Главный тормозной цилиндр;
- Резиновая подушка для соединения рамы и передней балки;
- 2 колеса для переднего моста;
- Водительское сиденье.
Также в процессе сборки самодельного минитрактора будут необходимы такие инструменты, как:
- Болгарка;
- Дрель;
- Шуруповерт;
- Сварочный аппарат.
- Автомобильный набор головок с трещотками и удлинителями.
Для крепления швеллера рамы адаптера к мотоблоку, каркаса сиденья к двигателю необходимы оцинкованные прочные болты на 12 мм с шайбами и граверами.
Сборка рамы
Сборка «скелета» минитрактора происходит следующим образом:
- Рама в большинстве случаев состоит из отрезка толстостенного швеллера шириной 80 мм. Крепится она жестко при помощи сварки или с помощью болтов к выступающей в передней части мотоблока трубе для навесного оборудования; прикручивается к нижней части каркаса мотоблока болтом, пропущенным в две проушины, приваренные к полкам швеллера.
- Из того же швеллера изготавливается передняя балка, располагающаяся к раме под прямым углом в виде буквы «т». Соединяются между собой балка и рама эластичным резиновым амортизатором или подвижной крестовиной от грузового автомобиля «КАМАЗ».
- На концы балки привариваются под прямым углом в направлении к земле г-образные рычаги;
- В верхней и нижней части рычага делают отверстия для крепления шаровых опор;
- В задней части рамы, примыкающей к двигателю, собирается из уголка или квадратного профиля каркас для сиденья, который при помощи болтов надежно крепиться на швеллере;
- Весь собранный каркас отсоединяется от мотоблока, тщательно очищается от грязи и ржавчины металлической щёткой, обезжиривается, покрывается слоем грунтовки, масляной краски по металлу;
- Между каркасом сиденья и передней балкой устанавливается сваренный из уголка и прикрепленный болтами к раме каркас пола, на котором фиксируется лист ребристой оцинкованной стали.
Монтаж передней подвески и тормозов
После того, как каркас собран, производят монтаж передней подвески. Для этого выполняют следующие операции:
- К передней балке при помощи прикрученных сверху и снизу рычагов на болты шаровых опор крепится 2 ступицы с поворотными кулаками (цапфами);
- На оси ступиц устанавливаются тормозные диски с суппортами и колодками;
- К передней части рамы прикручивается главный тормозной цилиндр с бачком для тормозной жидкости;
- Тормозные цилиндрики колес соединяются шлангами или медными трубками с главным тормозным цилиндром;
- Главный тормозной цилиндр соединяется штоком (тягой) с педалью, устанавливаемой с правой стороны около того места, где планируется разместить руль;
- На шпильки ступиц устанавливают два бескамерных автомобильных колеса (желательно с зимними покрышками).
Монтаж рулевого управления
- Посередине передней части рамы закрепляется рулевая колонка;
- Рулевая колонка соединяется рулевым валом с установленной под балкой рулевой рейкой;
- Тяги реечного механизма при помощи наконечников соединяются с рулевыми кулаками ступиц.
Монтаж педалей газа, сцепления
После того, как смонтированы передняя подвеска, тормозная система и рулевое управление, производят крепление педалей газа и сцепления рулевой колонки. При этом педаль газа закрепляется вместе с тормозами справа от руля, сцепление – слева. После этого к педалям присоединяют соответствующие тросики от мотоблока.
Переключатель передач, снятый с ручки мотоблока, устанавливается на каркасе водительского сиденья с правой стороны.
Таким образом, описанная выше переделка мотоблока превращает его в полноценный домашний минитрактор, позволяя выполнять те же работы, что могут осилить заводские модели малогабаритных тракторов. При этом такой агрегат по себестоимости и часто по своим функциональным качествам будет превосходить многие покупные аналоги.