Содержание:
- Выбор двигателя для самодельного трактора
- Из чего сделать раму
- Из чего сделать ходовую
- Плюсы установки гидравлики
- Изготовление трехточечной навески
- Выбор и установка тормозов и сцепления
- Установка рулевого управления
- Как сделать кабину для минитрактора
- Нюансы изготовления гусеничного трактора
- Плюсы и минусы самодельного минитрактора
Самодельный минитрактор – давно уже не новинка, а удобное и надежное средство малой механизации, которое, по сравнению с мотоблоком, мотокультиватором, способно выполнять более широкий спектр различных сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокос, уборка урожая) на приусадебном участке. Кроме того, небольшой домашний минитрактор будет незаменим для таких работ, как уборка снега, вывоз мусора, перевозка строительных материалов, дров. При этом изготовление такого агрегата не требует в большинстве случаев существенных материальных затрат, наличия специальных навыков и инструментов. Так, для того, чтобы собрать простой минитрактор своими руками, необходимо обладать минимальными навыками сварщика, иметь общие представления о конструкции и принципах работы автомобильных узлов (двигателя, подвески, трансмиссии, рулевого управления, тормозов и сцепления).
Выбор двигателя для самодельного трактора
В выборе двигателя для самодельного минитрактора опираются на следующие критерии:
- Мощность – в зависимости от объемов работ и назначения минитрактора, для него используются двигатели мощностью от 4-5 л.с. (небольшой приусадебный участок) до 50-60 л.с. (для больших полей площадью свыше 1-2 га);
- Тип топлива – более удобны и экономичны силовые агрегаты от отечественных автомобилей, работающие на бензине марки А-80. Такие двигатели, в отличие от дизельных, обладают меньшим весом, более удобны и просты в эксплуатации и ремонте.
- Ремонтопригодность – устанавливаемый силовой агрегат должен поддаваться самостоятельному ремонту;
- Охлаждение – воздушное или водяное. При этом первый тип охлаждения более экономичен, удобен, он не требует монтажа жидкостной системы отвода тепла (радиатора, патрубков), периодического приобретения охлаждающей жидкости. В то же время воздушное охлаждение неэффективно на мощных (свыше 15 л.с.) двигателях; оборудованные им агрегаты обладают высоким уровнем шума, чаще перегреваются при больших нагрузках.
Исходя из данных требований, в качестве силового агрегата минитрактора, используемого для больших объемов работ, применяют мощные двигатели с жидкостным охлаждением от таких легковых машин, как:
- Ока – четырехтактный, двухцилиндровый рядный двигатель объемом 0,649 л, мощностью 29,3 л.с.;
- Ваз 2101 – четырехтактный четырехцилиндровый рядный мотор объемом 1,2 л и мощностью 64 л.с.
Минитрактора для выполнения работ малых и средних объемов применяют такие менее мощные силовые агрегаты с воздушным охлаждением:
- УД-25 – четырехтактный двухцилиндровый двигатель объемом 0,49 л и мощностью 12 л.с.;
- ЗИД-4,5 – одноцилиндровый четырехтактный двигатель объемом 0,52 л и мощностью 4,5 л.с.
Из чего сделать раму
Рама самодельного минитрактора изготавливается из профильной трубы прямоугольного сечения шириной 80-100 мм, аналогичного размера швеллера путем сварки продольных ее составляющих (лонжеронов) с поперечными перемычками (усилителями). Размер и тип данной конструкции зависят от габаритов двигателя, расположения коробки передач, количества ведущих мостов:
- Для заднеприводных самодельных тракторов рама представляет собой цельносварную конструкцию прямоугольной формы из 2 лонжеронов и 2-3 поперечных усилителей. При этом передняя часть рамы имеет подъем на 10-15 см относительно остальной части.
- Для самодельного полноприводного минитрактора раму изготавливают в виде двух частей квадратной формы, соединенных между собой при помощи специального шарнира или кардана от грузового автомобиля. Такой переломкий минитрактор, по сравнению с занеприводным, будет иметь не только более высокую проходимость, но и маневренность.
Из чего сделать ходовую
Процесс сборки ходовой части наиболее распространенного заднеприводного минитрактора включает в себя изготовление передней балки и заднего моста.
Переднюю балку делают следующим образом:
- От длинной профильной прямоугольной трубы сечением 80 мм отрезают кусок длиной, равной ширине будущей колеи трактора;
- Из швеллера № 8 (ширина 80 мм) сваривают 2 п-образных рычага с прорезями и отверстиями для крепления шаровых опор в верхней и нижней части;
- Рычаги приваривают к торцам балки;
- В рычаги вставляют поворотные кулаки со ступицами от ВАЗа, Оки или другого легкового автомобиля;
- Поворотные кулаки при помощи шаровых опор фиксируются на передней балке;
- Посередине балки устанавливают крестовину для крепления подвески с рамой. Сваривают такую крестовину из двух уголков 40×40 мм. Соединяют ее с балкой при помощи длинного болта, вставляемого в проушины, закрепленные на внешней поверхности сваренных уголков и верхней части балки.
Привод колес минитрактора осуществляется при помощи укорачиваемого заднего моста от Волги, Москвича или Жигулей. Перед тем, как укоротить жигулевский мост на минитрактор, из него необходимо извлечь все элементы и полуоси. Затем корпус моста при помощи болгарки обрезается с двух сторон до необходимой длины.
Наиболее ответственным процессом модернизации моста для самодельного трактора является нарезка шлицов на полуосях для шестерен передаточного механизма. Для этого необходимо:
- Обрезать концы полуосей со шлицами;
- Наконечник полуоси со шлицами с удаленного участка приварить в нескольких точках («прихватить») к торцу укороченной рабочей полуоси;
- При помощи болгарки и дисков толщиной (0,8;1,6 мм) нарезать на оставшиеся части полуоси шлицы;
- Старый наконечник со шлицами аккуратно обломать, на новые шлицы одеть шестерню, проверяя отсутствие задиров и люфт.
После всех описанных выше операций передаточный механизм собирается заново, к верхней части моста привариваются опорные площадки со шпильками для крепления рамы.
Плюсы установки гидравлики
Гидравлика минитрактора, состоящая из масляного бака, насоса, распределителя и рабочего цилиндра, обладает такими преимуществами, как:
- Повышение функциональности агрегата – минитрактор с установленной гидравликой позволяет использовать тяжелое и широкозахватное навесное оборудование;
- Мобильность и маневренность – благодаря управляемому изменению положения оборудования, гидравлика позволяет управлять процессом обработки почвы, не выходя из кабины;
- Точность настроек – гидравлика делает настройку навесного оборудования более точной и удобной.
Основные элементы гидравлики – насос и масляный бак, устанавливаются в передней части минитрактора. Распределитель с рукоятью управления располагается в кабине около сиденья или рулевого колеса. Цилиндр гидравлики монтируется в задней части трактора и управляет трехточечной подвеской
Изготовление трехточечной навески
Классический вариант трехточечной навески представляет собой механизм, состоящий из двух нижних рычагов, расположенных на одном общем валу, и центрального винта, закрепленного между ними выше. Каждый из рычагов включает в себя:
- Щеку с шарниром;
- Вертикальную тягу;
- Раскосы.
Для подъема и опускания навески вертикальные тяги нижних рычагов крепятся к подвижной п-образной вилке, управляемой вручную или при помощи цилиндра гидравлики.
Изготавливают такую навеску, используя в качестве нижних рычагов и их тяг рулевые тяги от грузового автомобиля ГАЗ-52. Вилку сваривают из уголка сечением 40×40 мм. В качестве оси нижних рычагов применяют пруток прочной конструкционной или инструментальной стали.
Выбор и установка тормозов и сцепления
Тормоза на заднеприводных минитракторах устанавливают на задние колеса. Для этого используют готовую тормозную систему легкового автомобиля. Так, например, надежностью и простотой в эксплуатации и ремонте отличается барабанная тормозная система от Жигулей. Ее главный цилиндр устанавливают в передней части минитрактора, соединяют штоком с педалью в кабине. Тормозные цилиндрики колеса соединяют с главным цилиндром при помощи медных или металлических трубок с фитингами на конце.
Сцепления вместе с педалью и тросикам, гидравлическим приводом так же, как и тормоза, проще взять вместе с рабочим двигателем со старого разобранного автомобиля. Лучше же всего для этого подойдет сцепление от автомобиля Москвич 2140 или 2141.
Установка рулевого управления
При сборке самодельного трактора применяют реечный рулевой механизм, состоящий из рулевого колеса, кардана, реечного механизма, рулевых тяг с наконечниками.
Монтаж рулевого управления минитрактора на примере реечного механизма от автомобиля Ока состоит из следующих этапов:
- Фиксация на передней балки стандартного крепежа для реечного механизма;
- Крепление реечного механизма на передней балке;
- Установка на каркасе рулевого колеса с рулевой колонкой;
- Соединение рулевого колеса с редуктором реечного механизма при помощи 1-2 карданных рулевых валов;
- Соединение реечного механизма с поворотными кулаками колес при помощи наконечников, установленных на концах рулевых тяг.
После установки производится проверка выворота колес и отсутствия люфта во вращении рулевого колеса.
Как сделать кабину для минитрактора
Для того чтобы работа минитрактора в холодное время года была комфортной и не приносила вреда здоровью водителя, на него устанавливают остекленную и утепленную кабину. Изготавливают ее самостоятельно следующим образом:
- На бумаге или с помощью компьютерной программы составляется наглядный чертеж всех элементов кабины;
- Перед тем, как собрать кабину минитрактора из брусков, делают ее полноразмерный макет. Это необходимо для того, чтобы проверить удобства кабины для водителя до ее сборки из металлических составляющих.
- Нарезка из металлического уголка элементов каркаса кабины;
- Соединение при помощи сварки частей каркаса кабины;
- Сборка дверцы и ее крепление к кабине;
- Монтаж ручки и замка на дверцу;
- Приваривание листов металла на боковины, крышу кабины;
- Установка кабины на раму;
- Крепление кабины к раме при помощи сварки или болтовых соединений;
- Остекление кабины и водительской дверцы. Крепление стекла при этом производится при помощи прочного двухкомпонентного клея и санитарного силиконового герметика.
- Крепление по обе стороны от кабины зеркал заднего вида;
- Утепление кабины изнутри;
- Установка в кабину водительского сиденья.
Нюансы изготовления гусеничного трактора
Многие, не зная, как сделать минитрактор на гусеничном ходу, говорят, что это невозможно. Однако это совсем не так, сделать подобного рода агрегат можно следующим образом:
- Аналогичным образом, как было описано, изготавливаются рама и ходовая часть;
- В качестве силового агрегата используют дизельный двигатель от мотоблока или грузового автомобиля (ЗИЛ), автобуса (Луаз, Паз);
- Для того чтобы сделать гусеницы, у задней покрышки от трактора МТЗ-82 вырезают по кругу боковину, после чего оставшийся протектор легко натягивается на установленные на ходовую часть колеса;
- Для того чтобы минитрактор мог поворачивать на задний мост, устанавливают дифференциал, который при необходимости мог бы отключать одно из приводных колес.
Плюсы и минусы самодельного минитрактора
Собранный из подручных материалов минитрактор самоделка имеет как преимущества, так и недостатки.
Среди преимуществ сделанного своими руками самодельного минитрактора следует выделить:
- Простота в изготовлении – собрать такой агрегат может любой обладающий минимальными навыками автослесаря и сварщика человек;
- Невысокие материальные затраты на сборку – если в хозяйстве такая техника необходима, а приобрести заводской аналог не на что, то нет ничего проще и дешевле, как сделать такой минитрактор из старых жигулей или другого старого собственного авто.
- Доступность запасных частей – делают такую технику, используя в качестве материалов запчасти от разобранных советских и отечественных легковых автомобилей (Лифан, Ваз, Ока), мотороллеров, мотоблоков. Благодаря этому, затраты на покупку составных частей для минитрактора минимальны.
- Ремонтопригодность – сделанный из узлов простой техники минитрактор можно без особого труда ремонтировать, не прибегая к услугам автомехаников и других дорогостоящих специалистов. Так, даже при выходе из строя двигателя его можно достаточно быстро и просто поменять на новый.
Из недостатков следует выделить:
- Обязательное наличие навыков сварщика и минимального знания автомобильной техники – это то важное условие, без которого как сборка, так и дальнейшая эксплуатация такой техники практически невозможны;
- Жесткость и отсутствие амортизаторов – как правило, собранный минитрактор не имеет амортизаторов, из-за чего в процессе езды и выполнения некоторых видов работ излишняя вибрация хорошо передается через подвеску на раму. Это приводит к дискомфорту водителя минитрактора и утомлению его в процессе работы.
- Высокий уровень шума – если делать минитрактор, используя в качестве силового агрегата двигатель с воздушным охлаждением, создаваемый им на больших оборотах шум будет значительно утомлять слух водителя в процессе выполнения ряда работ.
Таким образом, минитрактор – это надежный и простой агрегат, который может собрать почти каждый современный крестьянин из подручного материала и узлов, пришедших в негодность старых автомобилей. При грамотном и продуманном изготовлении он будет не только не уступать заводским аналогам, но и превосходить их по широте выполняемых им работ в агро сфере. Управление минитрактором может освоить не только его хозяин, но и все его домашние.