Необходимость в выведении тяжеловозных пород в России возникла позже, чем в странах Европы — только к концу 19 века, когда было отменено крепостное право и началось развитие капитализма. Возникла потребность в перевозке тяжелых грузов на большие расстояния, с чем распространенные в России легкоупряжные лошади не справлялись. Попытки завоза из Европы брабансонов, арденов, першеронов были не совсем удачными, так как они оказались плохо приспособлены к местному климату, кормам и расстояниям. Требовалось выведение своей породы — сильной, выносливой и неприхотливой.

Развитие пород

Первой и самой известной породой российских тяжеловозов стал знаменитый битюг, лошадь получившая название от одноименной реки в Тамбовской и Воронежской областях. Само название вида стало нарицательным — битюгом называли сильного, крепко сбитого мужчину.

Выведена порода была в Тамбовской области, причем еще до отмены крепостного права и до начала индустриального бума. Граф Орлов на своих конезаводах баловался скрещиванием клейдесдалей и брабансонов с местными скакунами.

Это интересно! Существует еще одна версия, согласно которой выведением породы занимались тамбовские крестьяне по собственной инициативе, но выглядит эта версия недостаточно логично.

В итоге своевременно был выведен отлично приспособленный к российским реалиям и востребованный в экономике конь тяжеловес.

Битюг

К сожалению, во время гражданской войны в России поголовье битюгов было почти полностью уничтожено. В двадцатые годы прошлого столетия была предпринята неудачная попытка восстановить породу, но эпидемия лошадиного сапа свела все усилия на нет.

Важно! В настоящее время порода битюг не существует.

Кроме битюга, наибольшую известность получили выведенные позже породы тяжеловозов:

  • Русский тяжеловоз;
  • Советский тяжеловоз;
  • Владимирский тяжеловоз.

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX и XX веков в Россию в большом количестве завозились лошади бельгийской породы Аардены, причем в самой Бельгии данная порода популярностью не пользовалась и была вытеснена другими местными видами лошадей. В России же эти подвижные и неприхотливые трудяги прижились, а их недостатки успешно исправлялись скрещиванием с местными кобылами.

Русский тяжеловоз

Выведенная порода, которую называли русскими арденами, тем не менее была далека от идеала из-за небольшого роста, присущего скорее пони. Порода долгое время последовательно улучшалась. На выставке в Париже в 1900 году русские ардены вызвали всеобщее восхищение. Но и после этого русский тяжеловоз — порода лошадей не была официально зарегистрирована. Лишь спустя полвека, в 1952 году, разновидность занесли в Госреестр.

Советский тяжеловоз

В том же 1952 году была зарегистрирована другая порода лошадей — Советский тяжеловоз. В конце XIX века в Мордовию и Нижегородскую губернию завезли из Европы брабансонов и суффолков. Попытки создать племенное стадо не привели ни к чему хорошему — эти добродушные гигантские кони оказались совершенно неприспособленными к климату России.

Потом началась гражданская война, на какое-то время контроль над разведением породистых лошадей был утрачен, и в течение нескольких лет европейцы бесконтрольно скрещивались с местными животными.

Советский тяжеловоз

Война закончилась и через несколько лет среди смешанного потомства стали появляться устойчивые генетические признаки. Благодаря высокой квалификации советских зоотехников и проведенной селекции, эти признаки были закреплены и улучшены. В итоге в СССР появилась эта известная и всемирно признанная порода тягловых лошадей.

Владимирский тяжеловоз

Этот вид тягловых лошадей ведет свою историю от завезенных в 1886 году на Государственную Гаврилово-Посадскую конюшню жеребцов клейденсдалей. Их сразу стали скрещивать с местными кобылами, прекрасно приспособленными к местным условиям. Как итог, все местные лошади вскоре были вытеснены улучшенными метисами.

В 1936 году была предпринята инвентаризация и выделение новой породы, однако зарегистрирован владимирский тяжеловоз был лишь в 1946 году.

Характеристики пород тяжеловозов

Что касается общих черт всех видов описываемых тяжеловозов, то следует отметить их спокойный, дружелюбный нрав, унаследованный от далеких европейских предков.

Если рассматривать различия между видами, то самым крупным из них оказывается советский тяжеловоз с его 170 см роста и более 800 кг веса.

Владимирский тяжеловоз

Остальные породы ему несколько уступают. Так гнедой владимирский тяжеловоз имеет в холке 165 см и весит 500 кг (при этом обладает определенными рысистыми качествами), а русский тяжеловоз меньше ростом — 150 см, но весит этот рыжий (иногда чалый) конь 700 кг за счет особенностей телосложения.

Для справки! Согласно результатам проведенных в свое время замеров, лошади породы битюг имели рост до 160 см.

Уход за тяжеловозами

В целом уход за тяжеловозами принципиально не отличается от ухода за другими типами лошадей и сводится к чистке и купанию летом (чистке зимой), уходу за зубами и копытами (в том числе и подковывание, при необходимости).

Надо учесть, что тягловым лошадям в наследство от европейских предков достались более густые шерсть, грива и хвост, а также опушка в районе копыт, и чистить их следует более тщательно.

Уход за тяжеловозами

Для содержания лошадей-тяжеловозов требуется достаточно места, поэтому надо предусмотреть более вместительные стойла. При этом они менее чувствительны к низким температурам, поэтому сильно утеплять загон не придется.

Важно! Для поддержания здоровья тяжеловозу требуются регулярные силовые нагрузки.

Рацион и кормление

Основу питания тяжеловозов, как и всех лошадей, составляют трава и сено. Из-за большей массы тела рацион тягловой лошади по сравнению со скаковой или ездовой пропорционально увеличен. Также в нем увеличена доля зерновых культур примерно в полтора раза. Общее количество пищи зависит от силовой нагрузки на животное.

Сбалансированный рацион должен включать:

  • зерновые культуры: 25%;
  • грубые корма: 40%;
  • сочные корма: 35%.

Особенностью питания тяжеловозов является повышенная потребность в сочных кормах, корнеплодах и витаминах. И не стоит забывать о необходимости давать лошадям соль — около килограмма в месяц.

Поить лошадь надо не менее трех раз в день, в сутки взрослое животное выпивает не менее 50 литров воды.

На текущий момент хозяйственное значение всех пород ломовых лошадей невелико, ограниченные секторы мясо-молочного и туристического направлений позволяют получать из разведения тяжеловозов определенный доход. Поэтому разведением данных пород сейчас занимаются только энтузиасты на конных заводах.

0 0 голоса
Рейтинг статьи