Содержание:
Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.
Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.
Для чего нужны подковы
Сейчас всем известно, зачем подковывают лошадей. Конские копыта достаточно крепкие, чтобы передвигаться по целине, избегая острых камней, расщелин. Инстинктивно дикие лошадиные табуны умели выбирать себе удобные пути. В настоящее время лошади находятся подолгу в конюшнях, не имеют свободы движения. По этой причине роговой слой копыт размягчается и быстро стирается. Это приводит к трещинам и другим травмам, через которые попадают грязь и всякие микробы, начинается воспаление. Животное сначала хромает от боли, а потом вообще не хочет двигаться.
Чтобы избежать этого, конские копыта нужно своевременно ковать. Зачем лошадям нужны подковы? Они помогают не скользить по мокрой земле, траве или во время гололёда. Защищая и корректируя травмированные или деформированные копыта, подковка лошадей облегчает им передвижение. В конном спорте подкованные скакуны легче преодолевают препятствия и выглядят изящнее и грациознее во время выездки. Для этого пользуются разными видами подков, в зависимости от предназначения. Для передних копыт изготовляются приспособления округлой формы, а для задних – слегка вытянутые. Это соответствует физиологическому строению конских конечностей.
Конструкция подковы
Простая подкова представляет собой металлическую выгнутую пластину с ветвями (частью подковы от зацепа до пятки). Их две: внутренняя и наружная. Верхняя, или внутренняя, поверхность пластины примыкает к копыту, а нижняя, наружная – соприкасается с землей при ходьбе. В передней части полотна находится зацеп или отворот, маленький выступ. На подкове есть дорожка для гвоздей, отверстия под шипы, которые помогают сцеплять подкову с грунтом, внутренний и наружный боковой край. Кстати, шипы необходимо прикрепить в период гололёда или во время скачек по мёрзлой земле. Одним словом, поверхность подковы делится на три основные части: зацепную, боковую и заднюю.
Плоскость подковы, примыкающая к роговому покрытию (или рогу), условно делится на внешнюю и внутреннюю. Наружная поверхность имеет большую площадь и должна быть ровной и идеально подогнанной, так как является опорой для всего копыта. На нижней, тоже горизонтальной, но не сплошной поверхности находится гвоздевая дорожка. Шляпки гвоздей, утопая в ней после прибивания, не стираются. Отсутствует дорожка в области зацепа и пятки. Гвоздят подкову осторожно, чтобы не повредить ткань под роговицей. Используют 6, 8 и 12 гвоздей, подбирая под размер. Всего существует 13 размеров подков. В продаже они представлены парами для задних и передних конечностей.
Разновидности изделий
Подразделяются на три большие группы: стандартные, спортивные и ортопедические. Внутри каждой группы есть виды подков, которые предназначены для использования по назначению.
Стандартные простые подковы используются для рабочих лошадок. Их масса зависит от размера: колеблется от 200 до 700 граммов. Изготавливаются в комплекте со съёмными шипами. Зимние подковы имеют заострённую удлинённую форму, а летние, наоборот, округлые и невысокие. Изготавливаются они как на заводах, так и профессиональными кузнецами.
Спортивными подковами пользуются для ковки скакунов, принимающих участие в различных конных состязаниях. Они могут быть алюминиевые, стальные, титановые, в зависимости от вида соревнований. Например, для скачек пользуются подковами, весящими не более 120 граммов, а для многоборцев используют изделия тяжелее, до 200 граммов, и массивнее, с утолщением и бортиками на подошве.
Ортопедические конструкции могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика, причем с учетом индивидуальных травм или состояния роговицы копыта. Служат изделия для реабилитации больного или травмированного животного.
Инструменты для ковки
Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни. Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.
Процесс выполнения ковки
Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.
Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:
- 1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно. Важно это сделать аккуратно.
- 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями.
- 3 этап. Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу.
- 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова.
- 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности.
- 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы.
- 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове.
- 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.
- 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
- 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.
На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.
В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.