Содержание:
Какого только инструмента не придумано для работы с древесиной! На смену обычной ручной пиле пришли автоматизированные устройства: дисковые, ленточные, сабельные, циркулярные. Каждый из них обладает своей рабочей нишей, то есть предназначен для определённого вида деревообработки. Цепные пилы сочетают в себе много достоинств и оптимально подходя для решения целого ряда задач: от валки растущих деревьев до распиловки готовых досок и бруса. В зависимости от типа агрегата, который приводит в движение пильную цепь, они делятся на
- бензиновые;
- электрические.
У каждого из видов этого ручного инструмента есть целый список достоинств, недостатков и огромная армия поклонников, которые будут отстаивать превосходство любимого бензинового или электрического агрегата. В таких случаях дачнику, приобретающему себе помощницу для работ на участке, придётся взвесить все аргументы как следует.
Особенности устройства бензиновых пил
Долгая и славная история изготовления бензопильного инструмента привела к эталону компоновки, ставшему классикой. Поэтому все устройства, предлагаемые производителями, будут собраны по одной и той же схеме.
Двигатель
Главное отличие, которое делит всех обладателей на любителей бензина и электрического тока. В бензопилах используются двухтактные двигатели. Они имеют один цилиндр, с воздушным охлаждением, как на мотоциклах. Такой выбор обусловлен меньшим весом, лучшим крутящим моментом и возможностью снять большую мощность с одного и того же объёма по сравнению с четырёхтактными, привычными всем по автотранспорту. Картер мотора делается либо полностью из металла, либо из его комбинации с пластиком. Но даже использование сплавов на основе лёгкого алюминия отражается на солидном весе бензиновой пилы.
Карбюратор
Для того, чтобы подавать в камеру сгорания рабочего цилиндра топливо, в нужных пропорциях смешанное с воздухом, используется карбюратор, как на старых «Жигулях». Кстати, у знаменитой советской пилы «Дружба» он таки был поплавковым — для этого конструкторам и пришлось придумывать редуктор, позволяющий поворачивать шину на 90 градусов для горизонтального пиления. Во всех современных пилах карбюратор мембранный, что позволяет работать инструментом хоть вверх ногами.
Топливная смесь
Упрощённая конструкция двухтактного двигателя бензопилы не содержит ни маслонасоса, ни поддона, поэтому для смазки трущихся деталей масло добавляется прямо в бензин в пропорции от 1:25 до 1:50. Приготовленная смесь не предназначена для длительного хранения, поэтому её готовят в небольших количествах.
Зажигание и стартер
Искру для поджига топлива в камере сгорания даёт свеча, а напряжение на неё подаётся от электронного блока, который в просторечии именуется магнето — вращение для него даёт маховик на коленчатом валу. Для того, чтобы инициировать запуск, нужно дёргать за тросик, иногда по нескольку раз.
Сцепление
Поскольку запуск бензинового мотора не такое уж просто занятие, для запуска пильной гарнитуры предусмотрено сцепление. Пока оно выключено, двигатель «крутит» в холостом режиме. Сцепление центробежное, оно срабатывает после того, как коленвал раскручивается до определённого числа оборотов. Это позволяет не только экономить топливо, но и оперативно остановить вращение ведущей звёздочки при закусывании пилы или обрыве цепи.
Отличительные черты электрических цепных пил
Двигатель
Если в бензопилах агрегатом, приводящим в движение цепь, является ДВС, то в сетевых устройствах эту роль выполняет электродвигатель переменного тока. Он может иметь щётки для подачи напряжения на якорь либо быть бесщёточным. Первая конструкция проще и дешевле, но требует периодической замены щёток. А вот вторая лишена недостатков, кроме высокой цены.
- Мотор в электропиле довольно мощный, тяжёлый и объёмистый. От того, как он расположен, зависит не только внешний вид пилы, но и другие параметры:
- Поперечное расположение мотора конструктивно более просто, пила получается не такой длинной, но широкой — в узком проёме это может помешать. Продольное расположение двигателя в обязательном порядке требует наличие передаточного устройства — конструкция получается тяжелее, зато такой пилой удобнее работать, корпус узкий, из него ничего не выступает.
Привод
Поскольку разгон и остановка электродвигателя одним нажатием на клавишу управления, то и сцепления в электропилах чаще всего не предусмотрено. Только очень дорогие модели могут похвастаться такой опцией. В большинстве электропил стоит простой понижающий редуктор. У агрегатов с продольным расположением двигателя крутящий момент вала ротора передаётся на ведущую звёздочку с помощью конической косозубой передачи.
Питание
В электропилах выделяют два больших класса аппаратов: это сетевые и аккумуляторные. Первые питаются непосредственно от электрической розетки, вторые имеют специальный карман с разъёмами для установки сменного элемента питания. Именно последний тип — это попытка преодолеть отсутствие мобильности сетевых пил. Однако достаточно большая дороговизна аккумуляторов и ограниченный ресурс их работы делает такие устройства менее популярными, чем классические, со шнуром и вилкой.
Общие черты обоих типов пил
Неизменным будет главный узел, благодаря которому пила выполняет свои прямые функции — пильная гарнитура. У двух типов она практически идентична, что позволяет осуществлять полную взаимозамену.
И бензо-, и электропилы требуют смазки цепи, для чего предусмотрен бачок и плунжерный насос с шестерным приводом от сцепления либо от редуктора. Он подаёт на пильное полотно специальную жидкую смазку, которая охлаждает цепь и облегчает проскальзывание её между древесных волокон.
Рукоятки удержания тоже на обоих вариантах практически идентичны. Разница лишь в том, что в бензопиле они соединены с корпусом и картером двигателя через амортизационные элементы — пружины и резиновые демпферы, а в электропилах в этом необходимости нет, так как вибрации от электродвигателя минимальны.
На заметку! Механизм натяжки цепи у бензопил обычно представлен в виде винта спереди или сбоку. Бесключевая натяжка цепи — это скорее дополнительная опция, а не правило. А вот в электропилах возможность подтянуть цепь без гайки распространена и на дешёвых, и на дорогих фирменных пилах.
Достоинства бензиновых цепных пил
Бензиновые агрегаты для распиловки древесины обладают рядом неоспоримых преимуществ, которые обусловили их широкое распространение по всему земному шару.
Автономность
Здесь любителям электрики придётся склонить голову перед ДВС. Бензопила способна работать в любых условиях, как в 20 метрах от дома, так и в двух тысячах. Всё, что нужно для работы — это топливо и масло. Даже аккумуляторные электропилы не сравнятся с бензиновыми устройствами в плане их независимости от источников питания. Ведь аккумулятор сядет, и довольно быстро, а канистры бензина вполне хватит на целый день работы.
На заметку! Именно поэтому бензопилу невозможно заменить электрикой на лесоповале. Конечно, для обычного дачника-непрофессионала нет необходимости уезжать так далеко и надолго, но вот в качестве «автомобильной» пилы для поездок на рыбалку или кемпинг бензопила в явных лидерах. Также она является безальтернативным вариантом при возведении деревянных построек на новом участке, куда ещё не подведено электричество.
Мощность и оборотистость двигателя
Здесь электроинструменту снова придётся сдать позиции: двигатель внутреннего сгорания способен выдавать большую мощность и крутящий момент. Когда речь идёт о работе с крупномерной древесиной, а хоть и для заготовки дров, то электроинструмент рискует перегреться уже через 5 — 7 минут работы под нагрузкой. А вот сырое, сухое или просто твёрдое дерево вообще не оставят сетевому инструменту ни единого шанса, даже с хорошей гарнитурой. К тому же, на быстроте и производительности реза сказывается большая скорость движения цепи, а её износ почти не изменяется.
Возможность работы во важной среде
Хотя это преимущество не является первоочерёдным, о нём всё же стоит упомянуть для честности. Бензопилой можно работать в дождь класть ей в снег, и ей ничего не будет. А вот с электрической пилой лучше такого не делать — можно угробить инструмент или взбодриться от удара электрическим током.
Недостатки бензоагрегатов
Как и в любом востребованном инструменте, в бензопиле можно найти немало минусов, которые будут присущи всему классу устройств и не зависеть от качества сборки.
Большой вес
Запас прочности, который приходится закладывать в ДВС, чтобы он проработал долгое время, оборачивается немалым весом. Оребрение цилиндра, поршень, коленвал — всё это довольно массивные элементы. К тому же, дополнительный вес в виде бензобака, заполненного топливной смесью также не облегчает пилу. По сравнению с электропилой схожей мощности, бензиновый агрегат будет на 20 — 40 процентов тяжелее.
Расходы на использование
Помимо замены цепи и изредка — шины, а также доливки цепного масла, что характерно для обоих типов пил, устройства с ДВС питаются смесью бензина и масла. Бензин для современных пил применяется высокооктановый, с маркой не ниже 92-го. Обычное машинное масло не подойдёт, нужно специальное двухтактное, которое хорошо сгорает и почти не даёт копоти. По стоимости хорошая фирменная синтетика может превосходить дорогое автомобильное.
Расходниками считаются также свечи, топливный фильтр, а на моделях с фетровым вариантом — ещё и воздушный. И пусть менять их нужно не так часто, это всё же удорожает стоимость использования.
Сноровка
Любой новичок, впервые взявший в руки бензопилу и попытавшийся её завести без предварительных знаний и тренировки, скорее всего, потерпит неудачу. При этом с автомобильными моторами он может быть знаком вдоль и поперёк. Причиной тому — специфическое устройство бензопилы, к которому нужно приноровиться.
Простейшая последовательность действий при запуске выглядит так:
- поставить пилу на тормоз;
- включить электронное зажигание;
- подкачать топливо праймером;
- вытянуть рычажок воздушной заслонки, перекрыв её;
- дёрнуть пару раз шнурок стартера, пока пила не «чихнёт»;
- задвинуть рычажок заслонки обратно;
- дёргать до тех пор, пока пила не заведётся;
- снять с тормоза;
- прогазовать — только тогда пильная цепь придёт в движение.
Если вдобавок к этому у пилы не отрегулирован карбюратор, процесс запуска превращается в танцы с бубном и камлание вокруг инструмента. Также проблем добавит пуск на морозе — для этого может потребоваться прогреть пилу при комнатной температуре.
Читайте также: Как отрегулировать карбюратор на бензопиле? Пошаговая инструкция
Плюсы электропил
Существенные отличия в типе движителя делают электрические модели конкурентными по следующим показателям.
Экологичность
Здесь уже руками придётся развести владельцам «бензинок». Их инструмент дымит — и с этим ничего не поделать. И дело даже не в защите окружающей природы. Выхлопные газы е очень-то полезны и самому оператору. Потому для чистой бездымной работы подойдёт только электропила. В закрытых помещениях без неё просто не обойтись — в комнате, гараже или ангаре небольшого размера она не заполнит всё продуктами сгоревшей топливно смеси.
Дешевизна
Помимо расходов на содержание в порядке цепи, сетевой вариант потребляет только электрический ток, и ничего больше. А его стоимость на просторах России всё-таки вполне умеренная. И хотя мощный двигатель неплохо прокрутит электрический счётчик, это всё равно обойдётся дешевле всех компонентов, которые обеспечивают работу бензиновых пил.
Простота в использовании
Никаких дополнительных кнопок, тумблеров и заслонок. Нажал курок газа — и можно работать. Отпустил — и пила замолкла до следующего пуска. С этим справится любой человек. Поэтому женщины, пользующиеся цепной пилой в большинстве случаев выбирают вариант электро — чтобы не заморачиваться. Подготовка к работе сводится к разматыванию электрического шнура-удлиннителя от ближайшей розетки.
Минусы электроинструмента
Привязанность к источнику тока
Самое слабое звено в характеристиках. Использовать такую пилу дальше, чем в 20 метрах от источника тока становится проблематичным. Ну а взять пилу с собой на покатушки по бездорожью, пикник, рыбалку, в поход — это уже попросту невозможно. Не добавляет удобства и кабель, вечно тянущийся за оператором. Его постоянно приходится перекладывать и подмащивать, следить за тем, чтобы он не попал под цепь, особенно, если речь идёт о пилении на высоте или под углом. Аккумуляторные пилы лишь отчасти решают эту проблему, к тому же, они намного дороже. А если перепилить надо много и при этом далеко? Тогда об электричестве больше не вспоминают.
Более скромные показатели
Если стоит задача очистить участок от старых стволов или разобраться с массивным кругляком, пустив его на дрова, то здесь понадобится мощный инструмент с длинной шиной. Но там, где бензопила справится без проблем, электрический агрегат может забуксовать, а это чревато сгоревшим двигателем. Вообще, при работе под нагрузкой перегреть поршневую намного труднее и дольше, чем спалить обмотку и вызвать межвитковое замыкание. Поэтому останавливать работу для отдыха инструмента в случае сетевого варианта придётся чаще. К тому же, электропилы не выпускаются с шиной, длиннее 40 см и мощностью, выше 2,7 кВт.
Спорный момент. Иногда говорят о большей шумности бензопилы по сравнению с электрической. На самом деле здесь разница незначительна - всего около 10 Дб. Скорее можно говорить о том, что электроагрегат шумит только в активном режиме, а бензиновый - и на холостых оборотах, но поработать, не мешая другим, всё равно не получится. |
Делаем выбор
Какой инструмент приобрести — личное дело пользователя. Моно лишь дать примерную обрисовку ситуаций, когда применение того или иного типа пил будет более целесообразным.
Кому нужна бензопила
Собрав воедино все особенности, можно порекомендовать бензопилу к покупке, если:
- у вас большой участок, и деревья разбросаны по всей площади;
- пилить нужно не только на территории, но и за забором
- вы берёте пилу с собой на рыбалку, кемпинг или просто в дорогу;
- вы планируете стройку на участке без электричества;
- материал, с которым приходится сталкиваться — толстые стволы и твёрдые породы дерева.
Дмитрий, 42 года, Челябинск.
Я за бензопилу. Часто беру инструмент с собой, езжу по грунтовым дорогам. Распустить перегородившее дорогу дерево — легко. Про дрова для костра вообще молчу. Выручает если застрянешь — можно рычаг подложить, под колесо подкладку сделать. Ну и на даче, само собой, режет всё, что нужно. Ну а заправка и пуск — это своего рода ритуал. С отрегулированным карбом проблем никаких.
Когда лучше взять электрическую
Для тех, кто сомневается, стоит остановить свой выбор на сетевом инструменте, если:
- пила будет использоваться редко, от случая к случаю;
- нет необходимости в заготовке большого количества дрова;
- распиливать придётся небольшие и средние по толщине стволы, а в основном — ветки;
- все работы будут вестись на участке, не дальше 20 — 25 метров от дома или в помещении.
Николай, 34 года, Курск.
Все советовали бензопилу, а я купил электро. Трезво прикинул, ну зачем мне бензопилу? Строил баню — резать нужно только доску, брус и вагонку, они довольно тонкие, мощности не надо. Зато пилю и на морозе, и в жару. Пока работаешь с чем-то другим, пила как раз остыть успевает. Сейчас использую для ухода за садом — вполне хватает, не вижу смысла возиться с ДВС.
Итоги
Каждый инструмент хорошо по-своему. В одном привлекает дешевизна эксплуатации, в другом — автономность. Как метко выражаются опытные пользователи, хороший хозяин должен иметь оба типа инструментов — это позволяет полностью перекрыть потребность в работе с древесиной.
В статье использованы материалы с портала оБензопилах.ру
На фото изображены двуногие, который истребляют флору и фауну на земле. По объёму ствола это реликтовые деревья, которые в принципе охраняются законом.
Статья нужная, но фото взяты не для огородников и садоводов.